Рассылка
Новые лекции









Мультфильмы
История птиц и Пророка Ибрахима часть1


Уважение к старшим



Хвала Аллаху Господу миров, мира и благословения Посланнику Аллаха. Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, нет Ему сотоварища, а так же свидетельствую что Мухаммад, Его раб и посланник.

Ислам призывает и учит людей уважению старших, выказывая им должный почет и уважение, и запретил доставлять им вред или выказывать перед ними свое превосходство. Пророк  сказал:

ليسَ مِنَّا مَنْ لمْ يرحَمْ صغيرَنا ويُوَقِّرْ كبيرَنَا ويَعْرِفْ لعَالِمِنَا حَقَّهُ

«Не из нас (то есть не по нашему пути идет) тот, кто не выказывает милости нашим молодым и не уважает наших старших и не знает права нашего ученого». (Табарани)

Так же в другом хадисе Пророк  (с.г.с) говорит:

مَا أَكْرَمَ شَابٌّ شَيْخًا لِسِنِّهِ إِلَّا قَيَّضَ اللَّهُ لَهُ مَنْ يُكْرِمُهُ عِنْدَ سِنِّهِ

 «Если молодой человек оказывает пожилому старику почет, то Аллах пошлет ему того, кто будет заботиться о нем самом в старости». (Тирмизи)

Когда мы выказываем уважение к старшим, тем самым мы выказываем уважение к Аллаху. Посланник Аллаха  сказал:

إِنَّ مِنْ إِجْلالِ اللَّهِ إِكْرَامَ ذِي الشَّيْبَةِ الْمُسْلِمِ


«Выказывать уважение по отношению к седому мусульманину является возвеличиванием Аллаха» (Абу Давуд)

Посланник Аллаха велел проявлять уважение к старшим в застолье, в собраниях, отдавать предпочтение в дарении подарков.  Передается от Ибн Умара (р.г) что Пророк  сказал:

 «Я видел во сне себя самого, пользующегося мисваком. И ко мне подошли двое, один из них был старше, другой молодой. Я предложил мисвак молодому, и мне было сказано: Старшему! И я передал мисвак старшему». (Муслим)

Пророк Мухаммад сказал: «Благодать с вашими старшими» (Ибн Хиббан 559).

Выдающийся богослов средневековья Абдуль-Кадир аль-Ханбали дал следующее разъяснение вышеуказанному хадису: «Старшие – это разбирающиеся в ситуациях. Находиться в их обществе и следовать за их мнением является благодатью» («Шарх аш-Шихаб» 48)

У старейшин больший жизненный опыт, и знания, накопленные на протяжении многих лет. Поэтому по исламской этике старших всегда следует предпочитать, и начинать после них, когда вы приступаете к еде и питью, дожидаться и пропускать их вперед на входе или выходе, и уделять им те места, которые им удобны и которого они заслуживают, учитывая их возраст и жизненный опыт. Посланник Аллаха  сказал:

أمرني جبريل أن أقدم الأكابر

«Ангел Джабраиль повелел мне отдавать предпочтение к старшим». (Абу Бакр аш – Шафиги)

И Пророк   следовал этому, и сахабы тоже, это являлось частью их поведения и манер.

Так же, в вопросе предводительства в молитве,  Посланник Аллаха  сказал:

يَؤُمُّ الْقَوْمَ أَقْرَؤُهُمْ لِكِتَابِ اللَّهِ وَأَقْدَمُهُمْ قِرَاءَة،ً فَإِنْ كَانَتْ قِرَاءَتُهُمْ سَوَاءً فَلْيَؤُمَّهُمْ أَقْدَمُهُمْ هِجْرَةً، فَإِنْ كَانُوا فِي الْهِجْرَةِ سَوَاءً فَلْيَؤُمَّهُمْ أَكْبَرُهُمْ سِنًّا

 «Предводительствует в молитве тот, кто лучше знает Коран, если их чтение одинаковы, то тот, кто раньше совершил переселение, и если в этом они одинаковы, то тот, кто старше по возрасту». (Муслим)

Это же относится и к формированию рядов за имамом в молитве, когда молодые уступают место впереди или в центре старшим, и располагаются позади или ближе к краю ряда. Таким образом сама по себе молитва демонстрирует принципы уважения старших в Исламе, и Посланник Аллаха   тщательно обучал этому сподвижников, а так же тому, что молодые должны стараться первым приветствовать старших и в разговоре предоставлять им первое слово. Пророк Мухаммад (с.г.с) сказал:

يُسَلِّمُ الصَّغِيرُ عَلَى الْكَبِيرِ، وَالْمَارُّ عَلَى الْقَاعِدِ، وَالْقَلِيلُ عَلَى الْكَثِيرِ

 "Младший приветствует старшего, идущий – сидящего, а меньшая – большую". (Бухари)

«Однажды к Пророку  пришли три человека, и самый младший из них, по имени Абдуррахман начал говорить, и Посланник Аллаха тут же остановил его, сказав: "كَبِّرْ الْكُبْرَ"

«Со старших! Со старших!». (Бухари)

 То есть он имел в виду пусть старший из них первым выскажется.

Одним из величайших аспектов Корана является то, как он говорит об отношении к старшим, особенно к родителям, когда они уже в том возрасте, когда они особенно нуждаются в заботе и любви ближних. И обязанность детей проявить заботу о тех, кто столько лет брал их под свое крыло. Аллах сказал в Коране:

فَلا تَقُلْ لَهُمَا أُفٍّ وَلا تَنْهَرْهُمَا وَقُلْ لَهُمَا قَوْلاً كَرِيماً

«Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «уф!» (то есть я устал от тебя) – не кричи на них и говори приятные слова. (аль-Исра - 23).

Имам ас-Судди в отношении слов: "не говори им: «уф!»", сказал: "И если Аллах запретил говорить родителям (даже) уф, то, что можно сказать о чем-либо ином?!"

По этому пророк Мухаммад (с.г.с) сказал:

بَرُّوا آبَاءَكُمْ تَبَرَّكُمْ أَبْنَاؤُكُمْ

«Если вы будете хорошо относиться к своим родителям, то и ваши дети будут хорошо относиться к вам, когда вы станете старыми».(Хаким слабый хадис)

Но его подкрепляет аят Корана:

هَلْ جَزَاءُ الإِحْسَانِ إِلَّا الإِحْسَانُ

«Воздают ли за добро иначе, чем добром?»

Если человеку придется дать им совет на случай совершенной ими ошибки, то он должен быть предельно острожен в выборе слов, что его слова не обидят или не унизят слушающего. 

В Коране приводится очень хороший пример нам всем по этому поводу, когда Пророк Ибрахим, мир ему, применил очень красивый подход к своему отцу, который придавал Аллаху сотоварищей. Советуя и высказывая, свое мнение он всегда выказывал уважение к своему отцу. В Коране говорится:

41. Помяни в Писании Ибрахима (Авраама). Он был правдивейшим человеком и пророком. Вот он сказал своему отцу: "Отец мой! Почему ты поклоняешься тому, что не слышит и не видит и не принесет тебе никакого избавления?

То есть, как мы можем видеть, Ибрахим (а.с.) не сказал отцу  «Ты мушрик, и Аллах накажет тебя за это»,  а мягко призвал его. Затем он сказал: 

Отец мой! Мне открылось знание, которое не было открыто тебе. Последуй же за мной, и я поведу тебя верным путем. Заметим, что он не сказал что-то вроде «Я умнее тебя» или «Я образованнее тебя и знаю лучше тебя». Затем он добавил:

Отец мой! Не поклоняйся сатане, ибо сатана ослушался Милостивого. И здесь он не сказал, например, «Ты поклоняешься шайтану!». А в следующем аяте он выказал свою любовь и заботу об отце, сказав:

Отец мой! Я боюсь, что тебя постигнет наказание от Милостивого и что ты станешь помощником сатаны. И он не сказал «Если ты не послушаешь меня, то Аллах бросит тебя в Огонь!». И даже когда отец ответил ему жестко, то он продолжал говорить с уважением к отцу: Он сказал: "Неужели ты отворачиваешься от моих богов, Ибрахим (Авраам)? Если ты не перестанешь, то я непременно побью тебя камнями. Оставь же меня надолго!". Он сказал: "Мир тебе! Я буду просить моего Господа простить тебя. Воистину, Он снисходителен ко мне.

Пусть Аллах поможет нам проявить уважение и милосердие к старшим!

Дата: 09.01.2013. Просмотров: 3720.


Имя *:
Email *:
Код *:
Хадис
Пророк Мухаммад
сказал:

«Мусульманином является тот, кто не причиняет вреда (другим) мусульманам своим языком и своими руками, а мухаджир (переселенец) - это тот, кто бросил запрещённое Аллахом».


Наставление имама



А вы уже читали эту книгу?
Аль-аджуррумия или синтаксис арабского языка для начинающих






Как помочь в развитии сайта?

© ©
Дизайн сайта — Студия Ариф